Получите бесплатную онлайн консультацию логопеда.
Ребенок овладевает речью постепенно.
До 2-х лет процесс овладения произношением носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенком многое пропускается, переставляется. Воспринимается, прежде всего, то, что сильнее действует на слух ребенка и легче артикулируется. Постепенно из воспринимаемых звуковых комплексов вычленяются слова, слоги, звуки. На этом этапе развития речи формируются основные гласные и согласные звуки, связанные с переживаниями и эмоциональными потребностями ребенка.
В возрасте 2−3 лет в результате активного подражания, подкрепляемого повышенным с возрастом интереса к речи, речь ребенка представляет богатую, хотя и крайне пеструю и неустойчивую картину.
К 3−4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами. Однако даже в этом возрасте важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту.
Когда необходима помощь логопеда?
Любящие и заботливые родители должны знать, что до того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь:
- 3−6 месяцев: здоровый малыш прислушивается к голосам взрослых
- 6−10 месяцев: ребенок начинает понимать простые инструкции — «Поцелуй маму»
- 10−12 месяцев: ребенок понимает название отдельных предметов, а к 14 месяцам узнает их изображения
В случае отсутствия у ребенка понимания речи, а также если в первый год жизни ребенок не гулит и не лепечет стоит проконсультироваться у невропатолога и логопеда.
Если ребенок в 1,5−2,5 года практически не имеет понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «дай», «пить» — в это же время необходимо проконсультироваться со специалистом (невропатологом или логопедом) и начать занятия по развитию речи.
Возраст с 2 до 3 лет является особым периодом. Вовремя полученные рекомендации специалиста превращают молчаливых малышей в говорунов, а это в свою очередь влияет на общее развитие детей.
В возрасте 4−5 лет Вы заметили, что ребенок пропускает, искажает звуки — индивидуальные занятия с логопедом позволят преодолеть речевые нарушения.
Логопед ведет свою работу преимущественно по следующим направлениям:
- раннее речевое развитие;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие связной речи;
- развитие фонематического слуха;
- коррекция грамматического строя речи;
- обогащение и уточнение словарного запаса;
- обучение рассказыванию.
Длительность и частота логопедической работы определяется видом нарушения. Если кроме речевых дефектов, ребенок имеет сопутствующие нарушения, то логопед может направить на коррекционные занятия, поскольку работа с детьми с нормой развития существенно отличается от работы с детьми сотклонениями.